У России появился новый зарубежный покупатель на «Черные дыры»

Опубликованный на днях годовой отчет Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) за 2017 год между строк принес достаточно много интересной информации. В частности, по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) отмечалось, что в 2018г. в интересах инозаказчиков предприятия ОСК будут вести строительство одного фрегата проекта 11356 и трех подводных лодок проекта 636.

«На основании решения Минпромторга России АО «ОСК» определено участником выполнения внешнеторгового контракта на поставку инозаказчику корабля проекта 11356. В 2018 году планируется его подписание», — говорится в отчете.

Общества группы ОСК ведут, в частности, «строительство заказов проекта 636 (3 ед.)», говорится в документе.

Сначала про второй и самый интересный пункт сообщения.       

Подводные лодки проекта 636 строятся на «Адмиралтейских верфях». За последние годы там были построены 6 лодок для Черноморского флота РФ и 6 субмарин для ВМС Вьетнама. Их отличительная особенность — минимальная шумность, за что на Западе их называют «Черными дырами». Российские лодки являются носителями крылатых ракет «Калибр-ПЛ», экспортируемые несут ракеты Club-S с дальностью полета 300 км.

Всячески закрывалось то, что у «Адмиралтейских верфей» был еще один зарубежный покупатель лодок проекта 636 – Алжир. Хорошо известно, что у этой страны в составе ВМС есть две лодки проекта 877 – аналога проекта 636, и две лодки проекта 636. На днях работа двух последних была представлена алжирским телевидением в ходе учений Национальной народной армии Алжира – одна стреляла ракетами комплекса ClubS, вторая высаживала боевых пловцов.

Что касается второй пары субмарин проекта 636, то от блогосферы не ускользнуло – фотографии «на лице» — что первая из них ушла в Алжир в начале года, вторая пару недель назад убыла в Калининград на сдаточную базу.

Остается вопрос – откуда взялась третья лодка? Ответ на него предположить нетрудно – известно, делегации ВМС каких стран Юго-Восточной Азии побывали на «Адмиралтейских верфях» за последнее время.

Исходя из ряда признаков, судя по всему, заказчиком этой лодки может являться Мьянма. Это означает, что наши «Черные дыры» остаются одними из самых востребованных на мировом рынке, и это — здорово.

Теперь — про «загадочный» фрегат. Известно, что Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» ранее построил три фрегата проекта 11356 для ВМС Индии (вторая тройка была построена на другом заводе), а также три фрегата для Черноморского флота (ЧФ) РФ — «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров». Российские корабли являются носителями крылатых ракет «Калибр-НК», индийские — крылатых ракет «БраМос» российско-индийского производства. С российской стороны в производстве ракет «БраМос» участвует реутовское НПО машиностроения. 

Вторая «тройка» фрегатов для ЧФ забуксовала из-за проблем с украинскими двигателями, хотя корпуса этих кораблей спущены на воду.

Известно, что Индия хочет докупить еще 4 корабля этого проекта в дополнение к 6 уже имеющимся в составе ВМС этой страны. С учетом программы Make in India, реализуемой в этой стране, можно предположить, что один фрегат будет достроен на «Янтаре», два корпуса будут отбуксированы в Индию для достройки там, четвертый корпус будет строиться с нуля в Индии.

В любом случае кое-кто, закрывая все это под предлогом «требований заказчика», явно не делает рекламу российской «оборонке».

Иван Тушин