Строительный бум в Крыму направит в нужное русло человек Шойгу

Те, кто бывал в этом году в Крыму, в один голос говорят о строительном буме на полуострове. Но сами крымчане этому буму особо не рады, предпочитая говорить о том, кто же извлекает из всего этого дивиденды. Их опасения на ресурсе «Крым. Реалии» подтвердила местный политолог Евгения Горюнова.

Она напоминает, что Крымстат отчитался о росте объема строительных работ в Севастополе на 301% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Не отстает и весь Крым – здесь рост составил 238%. Основная стройка приходится на здания и инженерные сооружения (дороги, мосты и т.д.).

При этом основные подряды на строительство крупных инфраструктурных объектов получили российские фирмы, которые платят налоги по месту регистрации. Например, трассу «Таврида» строит петербургская компания «ВАД», объездную вокруг Симферополя – сибирская «Сибавтобан». А вот развязка под Симферополем досталась местной «Дорожно-транспортной строительной компании», которую возглавляет Валентин Завойчинский, близкий к недавно арестованному в Москве вице-премьеру Крыма Виталию Нахлупину (может, и арестовали потому, что перешел кому-то дорогу?).

Аналогичная ситуация с социальными объектами. Например, новый республиканский медцентр «Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко» строит компания «СГМ-Групп» из Москвы. Общая сумма контракта – 9 млрд рублей. Новое здание для детского театра кукол в Симферополе стоимостью около миллиарда возводит фирма из Санкт-Петербурга.

Евгения Горюнова приводит такие цифры: из 13 млрд рублей строительных контрактов по федеральной целевой программе (ФЦП) в Симферополе в прошлом году 11 млрд получили залетные компании (85%). Из 2 млрд рублей в Симферопольском районе на их долю приходится 80%. Из 1,3 млрд контрактов в Бахчисарае более половины заключены с фирмами из Татарстана и Башкирии. И только в Евпатории основная часть федеральных денег (800 млн рублей) досталась компании «Консоль», за которой стоит спикер парламента Крыма Владимир Константинов – один из основных игроков на местном строительном рынке.

При этом российские подрядчики не спешат брать на работу местных строителей, предпочитая завозить вахтовым методом своих сотрудников или гастарбайтеров из Центральной Азии. С такими работниками проблем меньше – им можно задерживать зарплату, поскольку у них есть койка в общежитии и паек в столовой. А вот денег на билет домой нет. Такие истории, кстати, неоднократно рассказывали крымские СМИ.

В то же время прибыль местных строительных компаний на полуострове неуклонно снижается. Так, в 2017 году количество убыточных строительных фирм здесь составило 42% от общего числа. И как прогнозирует политолог, в нынешнем году на фоне роста убыточности местных предприятий всех отраслей (на 70% в Крыму, и на 164% в Севастополе), негативная динамика сохранится и для строительного бизнеса.

Как пишет Евгения Горюнова, наиболее активно сегодня застраивается Симферополь вместе с районом, а также Ялта – на них приходится более половины всего жилищного строительства за последние годы в Крыму. И это вполне объяснимо – жилье в столице Крыма активно покупают переехавшие на новое место работы или службы россияне, а Ялта остается фаворитом для покупки курортной недвижимости.

Симферополь наряду с компанией «Консоль» застраивает фирма «Монолит», которая, по информации российских СМИ, связана с главой Крыма Сергеем Аксеновым. На южном берегу Крыма процветает строительный бизнес депутата крымского парламента Евгения Кабанова, чья компания «ИнтерСтрой» застраивает Приморский парк в Ялте. В Севастополе местных девелоперов теснит компания «Талан-Ижевск» из Удмуртии, которая выиграла сразу несколько знаковых конкурсов, получив под застройку 20 га (15 га – вблизи моря) дорогостоящей севастопольской земли. Учитывая, что нынешний градоначальник Севастополя Дмитрий Овсянников работал в Удмуртии, эта компания в городе-герое имеет все шансы на успех…

Масштабное строительство в Крыму, по мнению местного политолога, выгодно, в первую очередь, представителям крымского властного Олимпа, чьи компании активно застраивают полуостров. Хорошие дивиденды эта отрасль приносит и российским компаниям, которые осваивают здесь миллиарды по ФЦП. А вот сами крымчане от строительного бума получают лишь пыль от новых карьеров, сокращение пляжей вследствие масштабной добычи песка, вырубку зеленых насаждений для прокладки трасс, застройку парков и заповедных зон, а также увеличение нагрузки на коммунальные сети. На покупку квартир в крымских новостройках денег у них все равно нет.

Весь этот строительный беспредел в Крыму, кажется, начинает надоедать и федеральному центру. Поговаривают, что на смену Аксенову, который сделал свое дело на этапе перехода полуострова под юрисдикцию России, придет не кто иной, как нынешний замминистра обороны Тимур Иванов. Этот хваткий парниша, по замыслу кремлевских стратегов, должен не только замкнуть на себя все финансовые потоки в строительной отрасли, но и отсечь от получения крымских сверхприбылей российские региональные элиты, которые слетелись сюда как мухи на мед.

Так что исследование Евгении Горюновой подоспело, можно сказать, вовремя…