Эксперты не сошлись во мнении относительно роли пороховых ускорителей системы аварийного спасения «Союза» в спасении экипажа корабля

     В ожидании предварительных выводов госкомиссии, призванной установить причины аварийного пуска в четверг с Байконура ракеты-носителя «Союз-ФГ», наши эксперты из космической отрасли по разному оценивают то, как развивалась ситуация на борту ракеты, выводившей пилотируемый корабль «Союз МС-10».

По мнению первого из них, к моменту начала развития аварийной ситуации на борту «Союза-ФГ» пороховые ускорители системы аварийного спасения (САС) уже были отстреляны.

«Команда на аварийное выключение двигателя 2-й ступени прошла после отделения боковых блоков, это примерно после 118-й секунды с момента старта, а твердотопливный ускоритель САС отстреливается на 114 секунде полета перед сбрасыванием головного обтекателя», — пояснил он.

«Если бы сработал двигатель САС, экипажу пришлось бы пережить  перегрузку до 12g, и они не так хорошо бы чувствовали себя на Земле, как это демонстрировали телекадры», — отметил наш собеседник, в компетенции которого не приходится сомневаться.

     Эксперт напомнил, что «САС – это не только пороховой двигатель, предназначенный для увода пилотируемого корабля от аварийной ракеты как на Земле, так и на небольших высотах на начальной стадии полета». «Она работает и после сброса ускорителя, и в случае нештатных ситуаций с ракетой на большой высоте обеспечивает увод корабля от ракеты и разделение его на отсеки, а также посадку спускаемого аппарата с помощью парашютной системы», — сказал он.      

    Второй наш эксперт утверждает, что после сделанных доработок отстрел  двигателей САС происходит не до, а после 118 секунды, то есть после отделения боковых блоков. По его оценке, это было сделано с целью повысить возможности САС на больших высотах. И, если это действительно так, замысел разработчиков подтвердил их правоту.

Понимание этого момента очень важно для разработчиков САС перспективного пилотируемого корабля «Федерация».

В чем оба эксперта были единодушны, так это в том, что в последние годы выводы госкомиссий после аварийных пусков не отображали реального положения дел, а особые мнения, право на которые всегда имели специалисты в СССР, сейчас не учитываются.

В четверг с Байконура к Международной космической станции  стартовала ракета-носитель с пилотируемым кораблем «Союз МС-10», на борту которого были космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт НАСА Ник Хейг. В любом случае, им здорово повезло. Им удачи, если они решатся еще раз испытать судьбу!

 

Иван Тушин