Новый китайский реактивный двигатель выводит воздушный бой на новый уровень

Новый китайский реактивный двигатель выводит воздушный бой на новый уровень

На прошедшей неделе усовершенствованная версия китайского истребителя J-10 приковала внимание на самом крупном авиашоу в стране. Маневренность и боевые возможности новой модели J-10 сравнимы с аналогами из США и России.
На авиашоу «Китай 2018» в Чжухае, южной провинции Гуандун, J-10B TVC выполнил серию фигур пилотажа, включающих разворот (стремительное изменение направления полета), «кобру» (подъем носа самолета вертикально) и «падение листом». Выполнить эти маневры позволил, вероятно, двигатель WS-10 Taihang, который оснащен системой с изменяемым вектором тяги.

Новый двигатель доказывает, что Китай может строить первоклассные двигатели с изменяемым вектором тяги, а также оснащать ими истребители. Подполковник воздушных сил народно-освободительной армии в интервью газете «Глобал Таймс» сказал, что эта технология может дать китайским пилотам полное превосходство в бою.
В то время, пока Китай улучшал морской флот и воздушные силы, технологии, связанные с двигателями, были слабым местом в программе разработки истребителей, и годами страна должна была полагаться на импорт. По мнению экспертов, разбирающихся в этой теме, массовое производство отечественных двигателей для истребителей пятого поколения с технологией «стелс» — J20 было отложено на этой неделе в связи с провалом теста на надежность.

Сонг Жонпин, пекинский комментатор, хорошо знакомый с военной тематикой, сообщил, что J-10B TVC продемонстрировал успех в улучшении управления полетом на китайских истребителях: «Система, управляющая как носом истребителя, так и всем самолетом, стала намного сложнее. Успешно выполненный полет показал, что Китай решил эту проблему».

Реактивные истребители нуждаются в большей маневренности, чем гражданские самолеты, для возможности избегать других участников сражения и ракет «воздух — воздух». Это требует наличия сложной двигательной системы, которая может быстро менять направление движения самолета.

Управление вектором тяги — это система, которая не только обеспечивает тягу, но также контролирует положение самолета в пространстве.

С TVC (двигатель с изменяемым вектором тяги) истребитель может мгновенно менять курс, стремительно вращаться, а затем также быстро скорректировать курс. В мире немного истребителей, использующих такую систему. В них входят американский F-22 и российские Су-30, Су-35, а также Су-57. Продвинутые китайские истребители, такие как J-20 и FC-31, все еще не оснащены этой системой.

Россия встроила подобный двигатель в самолет Сухого Су-30 и позже в Су-35. Эта система также является особенностью Су-57 — истребителя пятого поколения, использующего технологию «стелс».

Так как США разрабатывали TVC-систему с 1990-х, то Китай опоздал на эту гонку. Посетители авиашоу в Чжухае увидели прототип сопла TVC только 16 лет назад. С тех пор китайские инженеры оставались в игре, но J-10S этой технологией не обладал.
Китай согласился в ноябре 2015 заплатить 2,5 миллиарда долларов за 24 единицы Су-35 — многоцелевого российского истребителя. Первые четыре машины были доставлены в 2016 году. Это были первые истребители, оснащенные двигателями с изменяемым вектором тяги, вставшие на службу воздушных сил Китая.

В конце прошлого года, как можно предположить по фото с выступления в Чжухае, J-10 был оснащен системой TVC собственного производства.

При президенте Си Цзиньпине Китай стремительно модернизирует армию, планируя превратить ее в силу, способную решать действительно серьезные задачи.

Демонстрация J-10B TVC в Чжухае является, по сути, вехой в развитии военной авиации Китая. Эксперты говорят, что мы вскоре увидим, насколько эта система увеличит возможности китайских военных сил.

«Немало времени пройдет, прежде чем пилоты научатся грамотно управляться с новыми самолетами, много времени и упражнений уйдет на то, чтобы научиться максимально эффективно использовать истребители с изменяемым вектором тяги», — заявил военный комментатор из Пекина Чжоу Ченмин.

Ли Джи, полковник в отставке, рассказал, что истребители, оснащенные двигателями с изменяемым вектором тяги, лучше всего проявляют себя в ближнем бою. И Китаю следует разрабатывать более продвинутые образцы для увеличения темпов наращивания военной силы.

«Китай нуждается в сверхзвуковых самолетах, оснащенных технологией „стелс“, такие истребители будут доминировать в будущем в воздушном пространстве», сообщил Ли Джи в газете South China Morning Post.