«Удаленка» получит постоянную прописку в системе образования

Дистанционное обучение за несколько месяцев самоизоляции успело стать кошмаром для многих семей. Кто-то оказался не готов к нему технически, а кто-то морально. Но от реальности никуда не деться — из-за пандемии коронавируса на «удаленку» временно перешли все школы и ВУЗы в стране. Но временно ли?

Владимир Путин 21 мая, в ходе совещания по проблемам системы образования в нынешних условиях, пообещал, что удаленный формат получения знаний не станет постоянным. «Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию», — заявил он. Однако добавил, что в условиях распространения коронавируса Россия приобрела «уникальный опыт» при организации дистанционного обучения, который должен работать на развитие образовательных технологий.

Ранее 15 мая в Госдуму был внесен законопроект № 957354−7 о дистанционном образовании, предлагающий внести изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Согласно документу, Минпросвещения будет отвечать за утверждение порядка обучения на «удаленке» в общем и среднем профессиональном образовании, Минобрнауки – в высшем.

Как и многие другие законопроекты, принятые под завесой информационного шума о коронавирусе, особого внимания общественности предложенный закон не привлек. Тем не менее, эта своего рода легализация дистанционного обучения, вызывает опасения у экспертов – стратегия власти грозит обернуться развалом образовательной системы.

Правительство давно пытается монетизировать сферу образования – оно становится платным не только в ВУЗах, но и в школах. Факультативные занятия, дисциплины, не вошедшие в список «обязательных», теперь нужно оплачивать. Скоро деньги можно будет брать и за видеотрансляции лекций, а очное образование и вовсе сделать, со временем, привилегией обеспеченных людей. 

Кроме того, на дистанционном обучении можно отлично сэкономить. Если записать курс лекций на камеру и многократно транслировать его учащимся, то отпадает необходимость держать преподавателя в штате и платить ему ежемесячно зарплату. Также не нужно будет содержать лектории и учебные классы — отпадает сразу целый список расходов: уборка, ремонт, услуги ЖКХ. Оптимизация, одним словом. Все мы прекрасно понимаем, к чему это приведет. Но права выбора у нас уже практически не осталось.

Мирон Давыдов