Критиковать нельзя помиловать

Скажите, кто из вас не хотел бы иметь директора предприятия, начальника цеха, президента компании – в общем, непосредственного руководителя, который бы ради вас готов был, образно говоря, любому глотку перегрызть? Ну, не перегрызть, то приложить максимум усилий, чтобы защитить ваши интересы?

Вопрос риторический. А много ли таких руководителей? Да их сегодня практически не осталось! Времена поспособствовали…

Владелец ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин на этом фоне – настоящая белая ворона. Это он нагибает бюрократов, не разрешающих хоронить на Аллее славы его людей, погибших на Донбассе, по той причине, что они не кадровые военнослужащие. Это он откровенно троллит генералов, которые из множества проблем, вскрытых специальной военной операцией, заводят речь о том, что бойцы на передовой каждый день должны брить бороды. Это он не стесняется признать, что зеки воюют сегодня лучше, чем гвардейские части. Это он распекает высокопоставленных чинуш, отмазавших своих деток от мобилизации…

И нравится это не только тем, кто подписывает контракт с ЧВК «Вагнер». Это нравится всем! Поэтому рейтинг Пригожина растет как на дрожжах. Но сейчас – не об этом. А вот о чем.

Хозяин «Вагнера» обратился к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой подрихтовать Уголовный кодекс и защитить добровольцев, участвующих в спецоперации. В том числе, бывших заключенных, искупивших на фронтах СВО свою вину кровью. Пригожин считает нужным законодательно запретить публичные действия, направленные на их дискредитацию, включая «любую критику участников СВО, а также информацию об их прошлых правонарушениях». Поводом к тому, поясняет Пригожин в своем письме, стала чрезмерная активность ряда СМИ, блогеров и телеграм-каналов, «которые занимаются откровенной дискредитацией добровольцев».

Деяние это, по прикидкам «главного дирижера», должно караться лишением свободы на срок до пяти лет. По аналогии с действующей статьей 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию армии». Раз люди Шойгу получили юридическую защиту от любой критики, чем хуже люди Пригожина, правда? Раз он считает, что это нужно «с целью консолидации нашего общества в противостоянии внешним угрозам», то почему к нему не прислушаться? Тем паче что Володин на предыдущее письмо Пригожина отреагировал позитивно, сказав, что военнослужащие и добровольцы из ЧВК делают одно дело, и делить их незачем.

Все так. Только в Сети новая напористость «главного оркестранта» вызвала неоднозначную реакцию. Одни ее безоговорочно поддерживают. Почитайте.

«Они – святые и мученики, честь и совесть России. В нашей стране всегда было нежное и трепетное отношение к сидельцам-страдальцам».

«Армии России учиться и учиться у ЧВК!»

«Если Родина обещала полное снятие судимости с человека, это значит – новая жизнь. Люди реально заслужили этот шанс, а если публиковать инфу о прошлом человека, и она будет в открытом доступе, то новая жизнь будет только на бумаге. Родину подставлять не надо».

Другие полагают, что закон «О недопустимости дискредитации зеков» абсурден сам по себе. Что люди эти без того дискредитированы, и подходить к ним с теми же мерками, что и к военнослужащим, нельзя.

«Вряд ли пребывание в ЧВК «Вагнер» автоматически делает из преступника добропорядочного человека, уважающего закон, права и неприкосновенность других граждан».

«Вообще-то, использование наемников в России запрещено. Или уже разрешено? Нужно разобраться – какие заключенные там используются, по каким статьям проходили. И вообще – это не вооруженные силы, ведь так? Следовательно, к государству отношения не имеют. Нет, тут нужно хорошо подумать. А то еще запретят дискредитацию частных охранных предприятий…» 

«Не удивлюсь, что после окончания СВО вагнеровцы пойдут во власть и будут осуществлять ее в соответствии со своими представлениями. Какая страна, такая и власть…»

«Если в спецоперации задействована регулярная армия, значит, можно создавать штрафбаты, в которые могут поступать и заключенные. И добровольно, без оплаты, искупать свою вину! В частной компании они на каких условиях? Если они ради искупления вины воюют, это одно. А если за деньги, да еще заключенные, осужденные за тяжкие преступления – другое. Они тоже будут объявлены ветеранами боевых действий? Как-то плохо это в голове укладывается…»

«Тот маньяк, который убил 80 женщин, уже изъявил желание «искупить вину». Будет заниматься любимым делом на войне, а потом станет героем. Что у вас в голове, вакуум?»

«Во время боевых действий это, наверное, правильный шаг. И Пригожин молодец, что заботится о своих подопечных. Но не стоит забывать, что от прошлого не убежишь, как ни скрывай. Пусть лучше всё будет честно. Если ты был преступником, но искупил вину в битвах за Родину, значит и стыдиться тебе нечего. Люди поймут. А вот нашим СМИ действительно стоит воздержаться от смакования некоторых фактов биографии «вагнеров».

Согласитесь, в каждом из этих откликов – свои резоны. Своя сермяжная правда. У кого она больше, меньше? Где поставить запятую в дилемме «Критиковать нельзя помиловать»?

Поди, разберись. А разобраться надо. И если уж мы хотим законом защитить ЧВК «Вагнер» от дискредитации, не худо бы прежде поместить ее хоть в какое-то правовое поле.

Вот бы еще о чем написать Володину…

Тихон Кулаков