Задержка украинских фур в России: новый ход Путина в политической шахматной партии

Те, кто пристально следит за последними новостями, уже в курсе, что Российская Федерация приостановила движение украинских грузовых фур в ответ на аналогичные действия со стороны соответствующей страны. Существуют ли для этого основания? Что на самом деле кроется за подобным поступком? Какими могут оказаться реальные последствия? Сегодня мы об этом и поговорим.

Введение в историю проблемы

Все началось в тот момент, когда российская сторона официально объявила о введении контрсанкций. На деле это означало, что некоторые группы товаров, произведенные в странах Европейского Союза, будут запрещены к ввозу на территорию РФ. Но политика политикой, а бизнес бизнесом. Поэтому некоторые перевозчики решили извлечь выгоду из подобной ситуации. Чтобы заработать деньги, грузы оформлялись в качестве следовавших в страны Азии. Тем не менее, “исчезали” они непонятно где, практически сразу же после ввоза в Россию.

Кому это выгодно и что сделала РФ?

Успешно сложившейся ситуацией воспользовалась именно Польша. Среди ввозимых товаров немалая часть принадлежала именно ей. Но российские эксперты сработали достаточно оперативно и попросили своих европейских “партнеров” провести надлежащие операции, чтобы соответствовать новым стандартам. Если говорить конкретно, то РФ ввела новый измененный порядок оформления товарных групп, которые якобы следовали транзитом. Некоторые были склонны ожидать запрета, но его не последовало. Наоборот, в правительстве заявили, что перевозите товары сколько будет угодно, только, пожалуйста, оформляйте все правильно. В частности, теперь грузы нужно было оснащать пломбами с датчиками ГЛОНАСС, а также ввозить через территорию Беларуси. Что и не понравилось нашим европейским коллегам, поскольку при наличии датчиков “потерять” грузы стало проблематично. И это только как минимум.

Польские ответные действия

Когда план поляков не сработал, их правительство решило нанести ответный удар. Оформление российских транзитных фур, следовавших в страны Европейского Союза, было остановлено на польской границе. Тут же соответствующей стороной было сделано предложение об изменении квот перевозчиков. Заметьте, об оформлении грузов речи не было. Российский вариант – соотношение 50 на 50, польский вариант – 70 к 30 (конечно, в их пользу). Чем закончились переговоры по этому вопросу, неизвестно. Тем не менее, новой информации о возникновении аналогичных проблем не поступает. Вполне возможно, что стороны пришли к компромиссу.

Поиск обходных путей

И все же оснащение грузов пломбами с ГЛОНАСС осталось обязательным правилом. А раз так, то европейским поставщикам срочно требовалось искать выходы из ситуации. Решение проблемы они увидели в провозе грузов при помощи украинских фур. Я считаю, что все манипуляции с фурами являются ходами сторон, участвующих в своеобразной шахматной партии. Поэтому следует отметить профессионализм российских аналитиков, которые просчитали все на несколько ходов вперед. Почему же именно так? Чтобы понять, в чем же дело, давайте вновь обратимся к хронологии событий.

Сначала украинская организация “Правый Сектор” (запрещена в Российской Федерации) перекрыла транзит российских фур. Справедливости ради отметим, что грузы были уже оплачены членами Европейского Союза. Действия агрессивно настроенных участников организации были зафиксированы на камеры и выпущены в качестве видеосюжетов в эфир многих телеканалов. Соответственно, о соблюдении официальных договоров в этом случае не может быть и речи. Уже сейчас всем ясно, что за это Украине придется поплатиться штрафами. Об этом, кстати, заявил и украинский экономист Охрименко.

Реакция России

Приостановку следования российских фур в Европу через территорию Украины можно назвать только одним словом. Это беспредел. И в таких условиях Россия была вынуждена применить ответные меры, заблокировав движение уже украинских фур в страны Азии. Единственным обходным путем осталось следование через Казахстан. Но оно предусматривает проход таможенных операций в Беларуси с обязательной установкой пломб ГЛОНАСС. Что получают стороны? Товарооборот Украины теряет показатели, Россия наоборот их набирает, поскольку азиатские страны вынуждены покупать аналогичную продукцию у нас.

Последствия в перспективе

Наверное, уже многие знают, что скоро в Голландии будет проведен референдум о членстве Украины в Европейском Союзе. Еще раньше итоги этого референдума были и так ясны, но сейчас соответствующая сторона подставила саму себя еще больше. Многие печатные издания наряду с телевизионными каналами будут едва ли не трубить о том, что Украина не пускает УЖЕ ОПЛАЧЕННЫЕ Европой товары. Результат всего этого становится абсолютно понятным.

Если Польша захочет договориться с Россией о транзите, то не думаю, что наше правительство будет создавать помехи на этом направлении. Хотя на невыгодных условиях подписывать соглашения тоже не будут. Тем не менее, в критической ситуации (предположим, что Польша сильно упирается) ЕС легко может надавить на нее, чтобы транзит был восстановлен. Только вот в этой игре больше не будет места для Украины. Российские фуры больше не будут ходить через нее в Европу, а украинские фуры не будут ходить в Азию через Россию. РФ имеет запасные варианты маршрутов, а вот чем грозит это Украине?

Простейшие расчеты

Александр Кава (ранее занимавший пост заместителя министра транспорта Украины) совсем недавно заявил, что подобные действия спровоцируют большие потери для экономики. В месяц они могут достигать десятков миллионов гривен, которые могли бы пополнить бюджет государства, но теперь, видимо, не пополнят. И проблема кроется не только в стоимости транзита, а даже в том, сколько украинские заправки поставляли топлива российским грузовым фурам. Конечно, на попавших в простой фурах Украина могла бы неплохо заработать. Но всю экономическую выгоду перечеркнули зеркальные действия Российской Федерации.

Итоги и выводы

Для России сложившаяся ситуация не несет очевидных и ощутимых потерь. Транзит фур будет проложен через Белоруссию и далее Польшу. РФ не подписывала никаких соглашений об ассоциации и не приступала к блокировке первой. Действия являются всего лишь ответной мерой, поэтому все в рамках закона. А вот Украина в очередной раз подорвала свой авторитет, который и так был не силен. Европейский Союз непременно воспользуется этим, чтобы в очередной раз отсрочить транш от МВФ и отказать в вводе безвизового режима.