Самый антирейтинговый нацпроект

Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал ускорить реализацию проекта «Безопасные и качественные автодороги», финансирование которого в 2019 году оказалось одним из самых низких среди 13 стратегических программ, разработанных на основе майских указов президента. Причем, «разбору полетов» в сфере транспортной инфраструктуры предшествовало требование главы правительства незамедлительно наказать чиновников, виновных в срыве нацпроектов.

Счетная палата в мае 2019 года обнародовала данные о серьезной задержке исполнения национальных проектов: власти смогли обеспечить их финансирование лишь на 12,8% от объема работ. Аудиторы обещали усилить контроль за реализацией федеральных программ.

Вслед за публикацией провальной статистики недовольство выполнением программы выразил ее главный вдохновитель — президент Владимир Путин, а также основной куратор — премьер-министр Дмитрий Медведев, заявившие о персональной ответственности чиновников за неэффективную работу.

Пока среди лидеров антирейтинга национальных проектов — тот, который посвящен строительству автомобильных дорог.

Большие цифры

«К 2024 году все центры экономического роста в стране должны быть связаны скоростными транспортными коммуникациями, чтобы люди, товары и услуги могли беспрепятственно перемещаться между регионами, между городами, усиливая тем самым связанность экономического пространства, самих территорий и, соответственно, экономическую эффективность всего того, что делается», — заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 6 августа 2019 года на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Как раз одному из них — проекту «Безопасные и качественные автодороги» — и было посвящено это заседание.

Программа ставит амбициозные задачи: за пять лет привести в порядок около 260 тыс. километров региональных дорог, на 10% уменьшить долю трасс федерального и регионального значений, работающих в режиме перегрузки, в 3,5 раза сократить количество погибших в ДТП, а также внедрить новые технологии в строительство и содержание магистралей.

Кроме того, предусмотрено финансирование таких крупных проектов, как соединение заполярных территорий России с европейской частью страны, а также объездной путь через Краснодар, транспортная нагрузка на который увеличилась после открытия Керченского моста.

Всего на реализацию дорожного нацпроекта за пять лет планируется потратить 4,7 трлн рублей, что составляет пятую часть от всей суммы, заложенной на 13 стратегических программ. В 2019 году предстоит освоить почти 650 млрд рублей, но в 1 квартале финансирование проекта было выполнено всего лишь на уровне 0,1%. По данным Счетной палаты, это один из самых худших показателей среди всех нацпроектов.

Ответственные лица

Реализация стратегического развития страны в виде пятилетнего планирования по отдельным национальным проектам — главная идея президентского срока Владимира Путина до 2024 года. Контролировать их исполнение он поручил главе правительства Дмитрию Медведеву. Однако, в паспорте каждого проекта указаны конкретные чиновники, отвечающие за его воплощение в жизнь.

Так, куратором нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» является заместитель председателя правительства РФ Максим Топилин, руководителем назначен министр транспорта РФ Евгений Дитрих, а его первый заместитель Иннокентий Алафинов выступает администратором проекта.

При этом структура общего дорожного нацпроекта разбита на четыре федеральных программы со своими кураторами. Под эгидой Минтранса России находятся программы «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Два других направления — «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России» — курируют МВД и министерство обороны соотвественно.

Судя по отчету Счетной палаты, со строительством военных дорог, за которое отвечает первый заместитель Сергей Шойгу Дмитрий Булгаков, дела обстоят неважно: в 2019 году на их модернизацию заложено около 1 млрд рублей, но финансирование в первом квартале не началось вовсе.

Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— глава Администрации президента Антон Вайно
— спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
— председатель Госдумы Вячеслав Володин
— директор ФСБ Александр Бортников
— генпрокурор Юрий Чайка

Нулевые показатели по расходам аудиторы также выявили в 37 из 75 федеральных проектов, которые входят в состав нацпроекта. Помимо автомобильных дорог Минобороны, среди них и «Высокоскоростное железнодорожное сообщение». На его разработку РЖД, по подсчетам ПАСМИ, потратило за последние пять лет более 20 млрд рублей, еще 620 млрд под эту идею заложено в план национальных проектов, но к строительству высокоскоростной ж/д магистрали приступить пока не удалось. Непосредственно за проект ВСМ ответственность несет Владимир Чепец — глава федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), которому подведомственна корпорация РЖД.

Проблемы в регионах

Надо заметить, что в отличие от большинства других нацпроектов, основные расходы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» ложатся на субъекты РФ, которые должны изыскать в своих бюджетах 4,1 трлн рублей.

В первый же год реализации дорожного проекта глава правительства отметил низкий уровень заключения контрактов на выполнение работ в целом ряде регионов. В абсолютный аутсайдерах Республика Крым, где оформлено менее 6% договоров. Также премьер-министр раскритиковал нулевой процент выполнения объемов работ по укладке верхних слоев дорожного покрытия в Калмыкии,Чувашской и Чеченской республиках, Ненецком и Чукотском автономных округах, Камчатском и Приморском краях, Еврейской автономной области, Амурской, Курганской, Магаданской и Ярославской областях.

Руководителей данных субъектов обязали до 22 августа 2019 года завершить заключение контрактов и начать необходимые работы.

 

Источник: Первое Антикоррупционное СМИ